Вот почему мы совершаем неправильные покупки!

Что такое «эффект потраченных средств» и «подсознательная бухгалтерия»? Отчего мы часто покупаем то, что нам совсем не нужно? Какие простые правила нужно соблюдать, чтобы не оказаться в финансовой воронке и с пустыми карманами? На эти и другие важные вопросы ответила экономист Анна Солодухина.

Анна Солодухина – кандидат экономических наук, доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель Центра когнитивной экономики экономфака МГУ.

«Надо помнить, что никакой “кнопки покупки” в мозге нет»

– Одно из направлений вашей работы – нейромаркетинг. Из названия впору заподозрить, что это своего рода фокусы, коварный комплекс приемов, которыми нас заставляют покупать ненужные вещи. Что это такое на самом деле?

– С обывательской точки зрения, обычный маркетинг – это тоже фокусы. Маркетологи и без нейроисследований справляются на ура, манипулируя нашим желанием покупать.

В строгом смысле, нейромаркетинг – это нейрофизиологические методы исследования, примененные к вопросам маркетинга. Зачем нам такие методы? Дело в том, что традиционные маркетинговые методы исследования (анкетирование, опрос и другие) основаны на мнении респондента, которое может не совпадать с тем, что он думает на самом деле. И уже тем более с тем, что он купит.

Нейромаркетинговые методы интересны тем, что они могут объективно фиксировать важные для маркетолога показатели: внимание, узнавание бренда или продукта, запоминание, эмоциональный отклик, интерес.

В научных нейромаркетинговых исследованиях устанавливаются связи между нашими «мозговыми» процессами и предпочтениями, решениями о покупке. Например, что лояльность к бренду «перекрывает» вкус продукта, и в этом смысле маркетинговый бюджет на создание сильного бренда действительно оправдан. Или что желание приобретать статусные товары повышается с повышением уровня тестостерона.

Таким образом, знания, которые мы получаем с помощью нейромаркетинга, действительно позволяют маркетологам манипулировать потребителем и более эффективно склонять его к решению о покупке.

Но во-первых, надо помнить, что никакой «кнопки покупки» в мозге нет. Во-вторых, научные изыскания всегда можно применить как во вред, так и на благо. И нейромаркетинг не исключение.

«В добрых руках» нейромаркетинг помогает улучшить опыт покупателя во время потребления, сделать его довольным. Не секрет, что мы покупаем не просто продукт, а получаем еще и определенные переживания. Нейромаркетинговые методы позволяют обнаруживать неочевидные факты нашего восприятия, которые могут улучшить или испортить впечатление.
Например, слабоощутимый неприятный запах в магазинах, слишком яркий свет не вызывают доверия. Или дизайн торгового помещения неудобен для целевой аудитории – и в результате потребители просто уходят. Хотя, может, сам по себе продукт или компания отличные. Но нужна также настройка на потребителя, на ожидания, особенности восприятия. Нейромаркетинг позволяет это сделать.

«Люди из-за этих запахов покупают гораздо больше, чем хотели»

– Что за приемы используют маркетологи и рекламщики, чтобы заставлять человека покупать как можно больше? Что представляют собой самые хитрые уловки?

– Скажем, те же ароматы. Сейчас появился аромамаркетинг: стало известно, что разные запахи действуют на нас по-разному. Некоторые вызывают желание потреблять больше. Знаете про ароматы, которые распыляются, например, на заправках? Аромат кофе, который настолько пленителен, что вызывает желание зайти в этот магазинчик при заправке, а там уж если зашел, купить кофе и булочку и так далее.

Такие же аэрозоли, например, запах свежей выпечки, распыляются в магазинах. И они пробуждают чувство аппетита. Было показано, что люди из-за этих запахов покупают гораздо больше, чем хотели, особенно если пришли в магазин голодными.

Вообще, сейчас разрабатывается много ароматов специально для разных компаний, которые могут себе это позволить. Тот же Samsung заказал для своих магазинов запах, который бы расслаблял потребителей, чтоб они не очень бурно реагировали на высокие цены.

«Наш мозг обманывает себя, принимая цену как критерий качества»

Второй момент – музыкальное сопровождение. Был такой эксперимент, когда в винных магазинах в один день ставили французскую музыку, и люди с большей частотой выбирали французское вино, а в другой день ставили немецкую, и покупатели начинали брать больше немецкие напитки.

Или ценовая политика. Тоже был эксперимент уже с подключением нейрометодов, который показывал, что если налить в стаканы одинаковое вино, но подписать к ним разную цену, то покупатель начинает чувствовать разницу и выбирает именно то (он считает это самым лучшим), что дороже. Самое интересное, что если человек дегустирует и выбирает в томографе (фМРТ), то можно увидеть, что на вино с высокой ценой мозг реагирует по-другому. Соответствующий отдел мозга приписывает большую ценность более дорогому вину. Наш мозг обманывает себя, принимая цену как критерий качества.

ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ, ПЕРЕЙДИТЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ:

СТРАНИЦА: 1 2 3

 
А ВАШЕ МНЕНИЕ ОБО ВСЁМ ЭТОМ: